Первые упоминания о бане как месте для купания встречаются в истории Древнего Египта 6 тысяч лет. Чистоплотные, любящие и ценящие здоровье тела и духа египтяне в городах своих устраивали по несколько бань для того, чтобы без проблем днем и ночью можно было искупаться и расслабиться. История бани в Индии насчитывает около полутора тысяч лет. Основное назначение индийской бани — лечебно-профилактическое и личная гигиена.

Сооружения круглые по форме, достаточно просторные, в Древней Греции служили банными местами для спартанцев. Но больше всего любили, ценили и просто обожали бани в Древнем Риме. Римляне относились к процессу купания в бане как к некоему ритуалу очищения и омовения. Этому свидетельствуют археологические раскопки и древние надписи на стенах бань. Баню посещали все: и стар и млад, и бедный и богатый. Правда, для бедных бани были общественные и уступали по убранству баням для богатых.

Помимо гигиенического назначения, в Риме бани ценили за их лечебные свойства. Существовали целые направления в медицине того времени, суть которых заключалась в регулярном посещении бани и комнат для парения и расслабления.

Мыльня, мовня, мовь, влазня — такие названия имела баня в пятых-шестых веках нашей эры среди славянских народов. Ходить в баню могли все: и старики и молодые, и девушки и парни, и князья и простой люд, и барин, и купец, и сапожник, и жнец. Но, в отличие от других западных цивилизаций, на Руси баня являлась не только средством для мытья и лечения некоторых недугов. Баня играла очень важную роль в ряде национальных обрядов, — например, в канун свадьбы молодые обязательно посещали баню, а также после первой брачной ночи.

Немецкий ученый и путешественник Олеарий в своих путевых заметках о путешествии в «Московию и Персию» (вторая треть семнадцатого века) упоминает о банях. Он писал, что русский народ очень почитает и уважает бани, что в селениях и городах достаточно большое количество отстроено бань различного предназначения (имелись в виду общественные бани для простого люда и частные бани для богатых и знатных особ). В этих же своих заметках Олеарий говорит, что именно из-за нелюбви и отчужденности к бане и был разоблачен Лжедмитрий.

Специальным указом от 1649 года было утверждено право на строительство бань и особые к ним требования. Так, баню мог себе позволить возвести любой желающий при условии, что у него достаточно для этого земли, но строить он должен был «мыльню на огородах и на полых местах не близко от хором».

Традиционным днем для бани стала суббота, в этот день разрешалось не работать. В домашних банях купались целыми семьями одновременно, а вот в общественных банях мытье было совместным только до середины 18 века. После сенатского указа бани стали делиться на мужские и женские. При этом дети до семи лет могли посещать баню вне зависимости от пола, а вот старше уже запрещалось.

В заключение приведем воспоминания о русской бане португальца Санчеса — врача императрицы Елизаветы Петровны. Врач и иностранец восторженно отзывался о русской бане, признавал ее особое влияние на организм человека и призывал всех чаще посещать ее.

От admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *